Новости от 03.11.2020

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ


* Если законодательство РФ обязывает налогоплательщика осуществлять определенные виды расходов, то такие расходы не могут рассматриваться как экономически необоснованные. В этой связи расходы налогоплательщика по выплате заработанной платы работникам, начисленной за дни, официально установленные как нерабочие с сохранением за работниками заработной платы, могут быть учтены в составе внереализационных расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/87999 от 08.10.2020.

* Минфин РФ дал разъяснения по вопросу учета для целей налогообложения прибыли расходов на вакцинацию работников. Сообщается, что законом от 30.03.99 № 52-ФЗ установлены следующие обязанности юрлиц и ИП:

— выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

— разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

— обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Таким образом, налогоплательщики, осуществляющие расходы на проведение обязательной вакцинации своих сотрудников, обусловленные необходимостью исполнения обязательств по выполнению требований вышеупомянутого федерального закона, вправе учесть указанные расходы для целей налогообложения прибыли как другие прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. Письмо Минфина РФ № 03-03-06/1/87999 от 08.10.2020.

 

НДФЛ


* Утверждена новая форма расчета 6-НДФЛ. Применяться она будет, начиная с отчетности за 1 квартал 2021 года. Форма сильно изменена, в неё добавили справку о доходах физлиц, поскольку отдельные справки 2-НДФЛ отменяются с 2021 года. Включать эти сведения надо будет один раз в год — в отчете за налоговый период. Кроме того отметим отсутствие дат фактического получения дохода и удержания налога в разделе 1, остался только срок перечисления и сумма. Но вводятся строки для указания даты и суммы НДФЛ, возвращенного физлицам и строки для информации за прошлые налоговые периоды. За 2020 год отчет по НДФЛ будет сдаваться еще по старым правилам. Т.е. отдельно расчет 6-НДФЛ по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@ в ред. от 17.01.2018 и справка 2-НДФЛ, утвержденная приказом ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@. Приказ ФНС России № ЕД-7-11/753@ от 15.10.2020.

 

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ


* С 01.07.2020 пенсионеры, являющиеся опекунами или попечителями, исполняющие свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, исключены из числа застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию. Напомним, в этой связи с 01.07.2020 им индексируется пенсия. При этом аналогичного исключения из числа застрахованных лиц по обязательному медицинскому страхованию не предусмотрено. Учитывая изложенное, выплаты по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, в пользу пенсионеров-опекунов или попечителей, начисленные начиная с 01.07.2020, не подлежат обложению страховыми взносами на ОПС, но облагаются взносами на ОМС. Таким образом, начиная с отчетного периода девять месяцев 2020 г. в составе РСВ в отношении указанных лиц раздел 3 не представляется и, соответственно, сведения в отношении указанных лиц не подлежат отражению в графах 2 — 4 (начиная с расчетного (отчетного) периода 2021 года — в графах 1 — 4) соответствующих строк подраздела 1.1 приложения 1 к разделу 1 РСВ. При этом показатели подраздела 1.2 приложения 1 к разделу 1 РСВ заполняются с учетом сведений в отношении этих лиц. Письмо ФНС России № БС-4-11/16740@ от 13.10.2020.

* ФНС России внесла изменения в форму расчета по страховым взносам. Изменен также порядок его заполнения и электронный формат. Раздел 1 дополнен новым приложением 5.1 «Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в пп. 3 (пп. 18) п. 1 ст. 427 НК РФ». Приложение предназначено для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции. И еще одно изменение касается абсолютно всех работодателей — теперь на титульном листе надо будет указывать среднесписочную численность. Рассчитывать её надо по правилам, утвержденным органами статистики, об этом написано в поправках в порядок заполнения расчета. С 2021 года отменена обязанность сдавать сведения о среднесписочной численности по отдельной форме. Подробнее в материале Еще одну форму отчетности отменили. В правила заполнения формы также будут внесены поправки касающиеся кодов. Те рекомендованные коды, которые сейчас применяются по письмам ФНС России, будут внесены в порядок заполнения РСВ. Это коды для субъектов МСП, применяющих пониженный тариф 15% и тариф 0% в апреле-июне этого года. Приказ ФНС России № ЕД-7-11/751@ от 15.10.2020.

 

ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


* Физическое лицо может быть признано российским налоговым резидентом за налоговый период 2020 года при условии пребывания в России от 90 до 182 календарных дней включительно в течение периода с 01 января по 31 декабря 2020 года. Такие изменения были внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ из-за пандемии коронавируса. Для получения статуса налогового резидента необходимо подать заявление. Оно составляется в произвольной форме, но должно обязательно содержать фамилию, имя, отчество (при его наличии) и идентификационный номер налогоплательщика — физического лица. Также рекомендуется в заявлении указывать количество дней, проведенных физическим лицом на территории РФ в 2020 году. Письмо ФНС  России № ВД-4-17/15732 от 28.09.2020.

* В соответствии с ч. 1 ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем не позднее чем за две недели до наступления календарного года. Таким образом, график отпусков на 2021 года надо утвердить до 16.12.2020. График отпусков на 2021 год. Некоторые работодатели указывают в графике лишь месяц будущего отпуска, без конкретной даты. Роструд пояснил, что при составлении графика отпусков необходимо указывать конкретные даты предоставления работнику отпуска, а не только месяц.

 

ПРОЧЕЕ


* Минфин РФ вносит изменения в коды бюджетной классификации (КБК) на 2021 год. Новые коды есть и по налогам. Изменения потребовались в связи с внесением поправок в главу 23 Налогового кодекса РФ. Несмотря на то, что закон о прогрессивный ставке НДФЛ еще не принят, соответствующий код Минфин РФ уже в приказ внес. Вот такие новые коды для перечисления в бюджет НДФЛ будут в следующем году:

— 182 1 01 02080 01 1000 110 — для уплаты налога, который превышает 650 тыс. рублей и относится к части базы сверх 5 млн рублей;

— 182 1 01 02090 01 1000 110 — для уплаты налога с прибыли КИК, которую получили физлица, перешедшие на особый порядок уплаты налога на основании подачи уведомления в ИФНС России;

— 182 1 01 02070 01 1000 110 — для уплаты налога с процента (купона, дисконта) по обращающимся облигациям российских юрлиц, которые номинированы в рублях и эмитированы после 01.01.2017.

Кроме того, появится несколько новых КБК из-за введения уплаты налогов в муниципальные округа:

— 182 1 05 04060 02 1000 110 — налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемый в бюджеты муниципальных округов;

— 182 1 06 01020 14 1000 110 — налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах муниципальных округов;

— 182 1 06 06032 14 1000 110 — земельный налог с организаций, обладающих земельным участком, расположенным в границах муниципальных округов;

— 182 1 06 06042 14 1000 110 — земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах муниципальных округов.

И еще один новый код для плательщиков НДПИ: 182 1 07 01080 01 0000 110 — налог на добычу прочих полезных ископаемых, в отношении которых при налогообложении установлен рентный коэффициент, отличный от 1. Приказ Минфина РФ № 236н от 12.10.2020 находится на регистрации в Минюсте России.

* Федеральным законом № 103-ФЗ от 03.06.2009 определено, что платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов, а также сдавать в банк полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет. При этом определен исчерпывающий перечень операций, которые вправе осуществлять платежные агенты по специальным банковским счетам. Вместе с тем положения действие Федерального закона № 103-ФЗ распространяется только на прием платежным агентом наличных денежных средств, направленных на исполнение обязательств перед поставщиком товаров (работ, услуг). При внесении физлицами платы за коммунальные услуги наличными указанные средства подлежат зачислению на специальный банковский счет (№ 40821…) в полном объеме. В случаях, если оплата производится в безналичной форме (например, в сети Интернет, через банк, в том числе посредством клиент-банка), обязанность по использованию специального банковского счета у платежного агента отсутствует и, соответственно, он может зачислять денежные средства на расчетный счет (N 40702…), не являющийся специальным банковским счетом. Письмо ФНС России №  АБ-3-20/6989@ от 16.10.2020.

* С 01 ноября 2020 г. вступают в силу нормы Федерального закона № 290-ФЗ от 31.07.2020 с поправки в закон о защите прав потребителей, которые касаются обязательного приема к оплате карт «Мир». С 01 ноября текущего года крупные торговые сайты-агрегаторы (с выручкой более 40 млн. рублей) начнут принимать к оплате карты отечественной платёжной системы. Напомним, данным законом также снижен порог выручки, при котором наступает обязанность принимать к оплате карту «Мир» — до 20 млн рублей. Но внедряться эта норма будет поэтапно:

— с 01 марта 2021 г. до 30 млн рублей;

— с 01 июля 2021 г. — до 20 млн рублей.

 

ИЗ ЗАЛА СУДА


«Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020).

* Определение ВС РФ от 15.10.2020 № 309-ЭC20-11143

Применение повышающего коэффициента к ставке земельного налога (п. 15 ст. 396 НК РФ) направлено на недопущение злоупотреблений со стороны владельцев земельных участков, которые, не имея препятствий для завершения строительства в трехлетний срок, уклоняются от его завершения.

В случае заключения договора о развитии застроенной территории, предполагающего снос имеющихся объектов и строительство новых, срок с которого должен начисляться повышающий коэффициент, должен определяться с учетом срока, с которого должно начаться новое строительство и возможного срока окончания последнего.

В п. 15 ст. 396 Налогового кодекса РФ также указано, что в случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.

В данном случае воля законодателя состоит в исключении возможности извлечения налоговой выгоды собственниками земельных участков, которые не имели объективных препятствий в осуществлении жилищного строительства, но уклонились от освоения земельного участка, не завершив строительство, по крайней мере, до истечения трех лет с момента получения участка в собственность либо изначально не имели намерения по его освоению, например, если приобретенные земельные участки рассматривались налогоплательщиком лишь в качестве активов для последующей продажи.

Вместе с тем при применении указанных правил налогообложения должна обеспечиваться их гармонизация с правилами (особенностями), установленными законодательством для отдельных видов правоотношений, в рамках которых осуществляется жилищное строительство, предопределяющих возможности налогоплательщика приступить к началу строительства и завершить его в соответствующие сроки.

В ином случае применение повышающего коэффициента при исчислении земельного налога может из средства стимулирования жилищного строительства приобрести характер санкции, выражающейся в установлении более обременительных условий налогообложения в отсутствие к тому разумных и объективных оснований, то есть, по существу, к произвольному налогообложению, запрещенному в силу п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ.

Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной, в частности, в Постановлениях от 02.07.2013 № 17-П, от 21.12.2018 № 47-П, от 30.06.2020 № 31-П, и состоящей в необходимости учета системной взаимосвязи различных отраслей законодательства при регулировании вопросов, связанных с взиманием и уплатой налоговых платежей; недопустимости сдерживания хозяйствующих субъектов от участия в гражданском обороте в отсутствие к тому правовых оснований и произвольного ограничения свободы их экономической деятельности в результате налогообложения.

* Решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.10.2020 по делу № А05-8622/2020

Взаимозависимость по п. 7 ст. 105.1 НК РФ не может устанавливаться судом в деле о привлечении к ответственности по ст. 129.4 НК РФ за непредставление уведомления о контролируемых сделках.

Указанной нормой установлена ответственность за нарушение обязанности по направлению уведомления о совершении контролируемой сделки лицами, отвечающими формальным признакам взаимозависимости, прямо предусмотренным п. 2 ст. 105.1 НК РФ.

* Постановление арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.09.2020 по делу № А56-129672/2019

Признание налоговым органом права на льготу по налогу на имущество по энергоэффективности (п. 21 ст. 381 НК РФ) в отношении нежилого здания в ходе камеральной проверки может являться обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика при последующем признании невозможности применения этой льготы в ходе выездной проверки

Принимая во внимание, что неуплата налога на имущество явилась следствием признания налоговым органом права налогоплательщика на применение льготы при проведении камеральных проверок деклараций и принятия решений о возврате (зачете) признанных излишне уплаченными сумм налога на имущество за 2015 и 2016 годы, суды на основании по. 4 п. 1 ст. 111 НК РФ расценили данные обстоятельства в качестве исключающих вину налогоплательщика в допущенном нарушении.

* Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.09.2020 по делу № А40-105705/2019

Зачет недоимки по НДС, возникшей вследствие подачи налогоплательщиком уточненной декларации к уменьшению, произведенный после подачи данной декларации не освобождает его от ответственности по ст. 122 НК РФ.

* Решение АС г. Москвы от 23.09.2020 по делу № А40-73591/20

Суд признал обоснованным неудержание НФДЛ с суточных, выплаченных в качестве компенсации расходов работников, понесенных ими при разъездном характере работы.

 

ПРОЕКТЫ


* Министерство транспорта РФ планирует создать федеральную государственную информационную систему навигации на автодорогах (ФГИС НАД), следует из данных портала госзакупок. Тендер на проведение научно-исследовательских работ на 48 млн рублей по новому проекту выиграло подведомственное Минтрансу ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Министерство хочет объединить в единый контур подведомственные ему дорожные IT-сервисы, интегрировать их с постоянно обновляющимися картами автодорог и отслеживать перемещение транспорта с помощью ГЛОНАСС. Предполагается, что разработка системы займет пять лет (с 2021 по 2027 годы). Из документации также следует, что в правительстве находят неудовлетворительным состояние навигационных систем в России, поскольку для создания геоинформационных сервисов ведомства вынуждены собирать данные из различных источников, не всегда достоверных. ФГИС НАД позволит исключить дублирование данных, верифицировать реестры объектов транспортной инфраструктуры, постов органов внутренних дел и таможни, пограничных пунктов и др. Разработка системы направлена на снижение себестоимости транспортных услуг за счет улучшения логистики перевозок грузов и пассажиров; еще одна цель — снизить смертность при авариях за счет анализа безопасности движения на конкретных участках автомагистралей, рассказали «Коммерсанту» в пресс-службе Минтранса России. Бесплатный доступ к системе получат компании, разрабатывающие навигационные карты и сервисы.

 

* На заседании 03.11.2020 Совета Федерации РФ одобрен законопроект № 991147-7, который касается системы прослеживаемости товаров. Согласно изменениям, вносимым в НК РФ, на налогоплательщиков, осуществляющих операции с товарами, которые подлежат прослеживаемости в соответствии с законодательством РФ, возлагается обязанность представлять в налоговые органы отчеты об операциях с такими товарами, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости. Определяется порядок проведения камеральных налоговых проверок налоговых деклараций, имеющих отношение к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости. ФНС России будет обеспечивать создание, внедрение и сопровождение национальной системы прослеживаемости товаров; сбор, учет, хранение и обработку сведений, включаемых в национальную систему прослеживаемости товаров; обмен сведениями между национальной системой прослеживаемости товаров и иными государственными информационными системами; контроль за операциями с товарами, включенными в перечень товаров, подлежащих прослеживаемости. Напомним, конкретные правила прослеживаемости будут описаны в другом законе. Из этого законопроекта данная норма была исключена.

* Новый КоАП РФ будет менее карательным, и предусмотрит больше случаев для вынесения предупреждения. Об  этом сказал глава Минюста России Константин Чуйченко, выступая в программе «Диалог» на телеканале «Россия-24». «Мы предложили изменить направленность кодекса. Сделать его из репрессивного или карательного прежде всего предотвращающим правонарушения, — отметил министр. — Мы поставили вопрос о том, что надо гуманизировать эту систему». В новом кодексе возрастет число составов правонарушений, по которым можно будет выплатить штраф с 50% скидкой, а по 360 составам правонарушений в качестве первой санкции будет предусмотрено предупреждение (в действующем КоАП РФ — по 258 составам). Чуйченко отметил, что в новом КоАП РФ пересмотрены размеры санкций за ряд правонарушений, исходя из той общественной опасности, которую административный проступок составляет. «Генерально мы старались не изменять размера санкции по отдельным составам, тем не менее, мы были вынуждены повысить санкции по определенным составам, а именно отменить те санкции, которые уже приобретают характер неразумности, — пояснил он. — Все санкции, которые составляли 100 — 300 рублей, подлежат изменению, и теперь минимальный размер штрафа составляет 500 рублей. В то же время по ряду санкций мы уменьшили размер взыскиваемых штрафов». По материалам «ТАСС».

* В Госдуму РФ внесен правительственный законопроект о новом социальном налоговом вычете по НДФЛ — на физкультурно-оздоровительные услуги. Такой вычет планируется предоставлять в размере фактически произведённых расходов, но не более 120 тысяч рублей за год с учётом других социальных вычетов по НДФЛ. Максимальный размер возвращаемого налога может составить 15,6 тысяч рублей (13% от максимальной суммы в 120 тыс. рублей). Перечень организаций, предоставляющих услуги, при получении которых можно будет претендовать на вычет, сформирует Минспорт России. А список самих физкультурных услуг утвердит Правительство.

* На федеральном портале опубликован проект ФНС России об утверждении новых бланков документов, а также их форматов, используемых при проведении налогового мониторинга. Планируется утвердить форматы XML и PDF/A3 для документов, которые организация представляет вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга (в т.ч. регламент информационного взаимодействия, информация о взаимозависимых лицах, учетная политика). Электронные документы будут автоматически отражаться и проверяться в информационной системе налогового органа. Решение налогового органа о проведении налогового мониторинга налогоплательщики также получат в электронном виде. До конца этого года планируется завершить доработку прикладной подсистемы «Налоговый мониторинг» АИС «Налог-3», которая позволит полностью автоматизировать обмен документами между налоговым органом и участниками налогового мониторинга. Автоматизация процесса информационного взаимодействия позволит минимизировать риск совершения ошибок при вводе документов, исключив «человеческий фактор», а также снизит нагрузку на инспектора, что позволит перераспределить ресурсы налоговых органов в сторону самого процесса налогового контроля.

* Цифровые двойники документов, которые жители России смогут использовать в качестве дубликата оригиналов, могут появиться в 2021 году. Об этом сообщил глава Минцифры РФ Максут Шадаев. «Мы согласовали и сейчас близки максимально к принятию решения о том, что цифровые двойники основных документов личного хранения будут у вас в мобильном приложении и вы сможете их использовать взамен бумажных документов», — сказал он. Шадаев отметил, что во время пандемии коронавируса данная схема была апробирована при помощи цифровых пропусков. «Вот эти цифровые пропуска, которые проверяло МВД, собственно, это и была технология отработки вот этого решения, и все поняли, что эта штука работает, ее можно запустить и, в общем, не обязательно иметь справку о том, что ты можешь выйти из дома, в бумажном виде, ты в электронном виде QR-код показываешь, в онлайне идет проверка и все хорошо. То же самое по водительским удостоверениям можно сделать, по СТС (свидетельство о регистрации транспортного средства) и по всем другим документам», — добавил он, уточнив, что Минцифры РФ надеется согласовать данное решение и запустить программу уже в следующем году. По материалам «ТАСС».

* Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) считает недопустимым применение новой методики расчета прожиточного минимума, предложенной в рамках правительственного законопроекта. Такое мнение выразил председатель ФНПР Михаил Шмаков на итоговом форуме «Сообщество». «Сейчас начались игры с тем, что давайте изменим методику определения прожиточного минимума. И если старый прожиточный минимум по „плохой“ методике, которую мы много критиковали, все-таки тем не менее отталкивался от расходов необходимых гражданина, сейчас предлагается считать прожиточный минимум от доходов гражданина, не от расходов»,  — цитирует Шмакова ТАСС. Глава ФНПР напомнил, что это предложение пока не утверждено окончательно, однако профсоюзы считают, что его принятие «недопустимо». Он добавил, что самое главное   это то, от чего в новой методике будут отталкиваться: от расходов или от доходов, подход к определению которых может быть различным. «Все эти виртуальные цифры: медианная зарплата, средняя зарплата — это все то, что счетно получается по-разному», — сказал Шмаков. Комитет Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов на заседании в среду, 28 октября, рекомендовал нижней палате принять в первом чтении правительственный законопроект о новой методике расчета минимального размера оплаты труда (МРОТ) и прожиточного минимума с 01 января 2021 г. Согласно документу, со следующего года эти показатели будут рассчитываться исходя не из потребительской корзины, а из медианного дохода (половина работающих получает больше этой величины, половина — меньше). Размер МРОТ будет составлять 42% от медианной заработной платы — 12 792 руб. (сейчас — 12 130  руб., рост на 5,5%), а прожиточного минимума в целом по РФ — 11 653 рублей (рост на 3,7%). По оценкам Минтруда России, повышение МРОТ затронет 3,9 млн человек.


Правительство РФ подготовило поправки в законопроект № 1022669-7 о введении прогрессивной шкалы НДФЛ. Напомним, проектом предусматривается увеличение до 15% с 01 января 2021 г. налоговой ставки по НДФЛ в отношении доходов физлиц, превышающих 5 млн рублей за налоговый период. Перечень доходов, которые не будут облагаться повышенной ставкой 15%, уточнят. Предлагается исключить доходы от продажи имущества физических лиц (за исключением ценных бумаг), а также доходы в виде страховых выплат по договорам страхования и пенсионного обеспечения. Кроме того, уточняется порядок исчисления суммы НДФЛ налоговыми агентами в отношении доходов физлиц, подлежащих обложению НДФЛ по ставке 15%.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.