Новости от 23.03.2021

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

 

* В Минфин РФ поступило предложение по замене налога на прибыль налогом на доход. Однако в ведомстве эту идею не поддержали. Там напомнили, что когда-то в нашей стране было нечто подобное — налог на пользователей автомобильных дорог (отменен в 2003 году). Данный налог уплачивался от выручки без учета расходов. Что касается налога на прибыль, то по нему объектом налогообложения признается разница между доходами и расходами. Данный механизм взимания налога с экономической точки зрения является справедливым и обоснованным, считает Минфин РФ. Кроме того, одним из основных направлений налоговой политики является стабильность налоговой системы. В связи с этим принципиальное изменение действующей системы налогообложения может негативно отразиться на состоянии экономики в целом и участников налоговых отношений. Письмо Минфина РФ № 03-01-11/13323 от 26.02.2021.

 

НДС


* ФНС России пояснила, можно ли учитывать суммы НДС при приобретении у иностранной организации услуг по он-лайн бронированию мест временного размещения и проживания физических лиц. Речь, в частности, идет о самой популярной системе бронирования Booking. Налоговики напоминают, что налогоплательщик УСН вправе учесть при определении налоговой базы суммы НДС по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным и подлежащим включению в состав расходов. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Поэтому налогоплательщики, применяющие УСН, вправе при определении налоговой базы учесть расходы, в том числе подтвержденные договором или расчетным документом с выделением суммы налога, а также документом на перечисление оплаты, включая сумму налога, иностранной организации. Письмо Минфина РФ № СД-4-3/2400@ от 25.02.2021.

* Минфин РФ утвердил порядок выставления и получения счетов-фактур в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (далее — новый порядок). Документ зарегистрирован в Минюсте России 12.03.2021 № 62737 и вступит в силу с 01 июля 2021 г. приказом от 05.02.2021 № 14н.

 

ККТ


* В форму заявления о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники, а также форму карточки регистрации ККТ внесены изменения. Они связаны с поправками в закон о ККТ, которые обязывают применять кассовую технику при выдаче обменных знаков игорного заведения, а также выдаче денег в обмен на предъявленные обменные знаки. В раздел 2 заявления о регистрации ККТ внесена новая строка 095. В ней указывается будет ли использоваться ККТ при выдаче обменных знаков игорного заведения и выдаче денежных средств в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения. Такая же строка внесена в «Карточку регистрации контрольно-кассовой техники». Приказ от 11.02.2021 № ЕД-7-20/134@ официально опубликован и вступит в силу с 27 марта 2021 г.

 

ПРОЧЕЕ

* С 26 апреля 2021 г. до 7 рабочих дней увеличится срок подачи в уполномоченную ИФНС сведений для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. Сегодня компании направляют заявления (уведомления) в течение 3 рабочих дней с момента изменения сведений. Изменения внесены в ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» внесены Федеральным законом от 27.10.2020 № 350-ФЗ. Законодатель дополнил п. 4 абзацами, указывающими на случаи, когда уполномоченная ИФНС России внесёт изменения в реестр без участия заявителей. Так, если фирма, изменит сведения о наименовании организации, то регистрирующий орган не позднее 5 рабочих дней с момента внесения в ЕГРЮЛ нового наименования самостоятельно актуализирует информацию (изменит наименование компании) в нем, где она фигурирует в качестве учредителя, держателя реестра акционеров или выступает от имени юридического лица без доверенности. Кроме того, если юридическое лицо, являющееся единственным участником (учредителем) какой-либо компании, прекратило деятельность в результате слияния, присоединения или преобразования, то регистрирующий орган самостоятельно внесет информацию о правопреемнике этого юридического лица в сведения о компании, учредителем которой выступает указанная организация. Действующая редакция закона гласит, что в ЕГРЮЛ находятся не только сведения, но и документы. В том числе оригинал или нотариальная копия учредительного документа юрлица. Теперь же законодатель исключил упоминания о документах из текста статьи. Иными словами, с 26 апреля 2021 г. реестр перестанет содержать какие-либо документы и уставы компаний.

* Центробанк России принял 19.03.2021 решение о повышении ключевой ставки на 25 базисных пунктов, до 4,5%. Сообщение появилось на сайте регулятора. «Темп роста потребительских цен в I квартале складывается выше прогноза Банка России. Восстановление внутреннего спроса приобретает устойчивость и происходит быстрее, чем ожидалось ранее, в ряде секторов опережая темпы наращивания выпуска. Ожидания по внешнему спросу также улучшаются на фоне дополнительных мер бюджетной поддержки в ряде стран и увеличения темпов вакцинации населения. Инфляционные ожидания населения и бизнеса остаются на повышенном уровне. Баланс рисков сместился в сторону проинфляционных». Комментирует Вадим Ковригин, руководитель Липецкого регионального отделения «Партии Роста», доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова. «ЦБ России весьма неожиданно повысил ключевую ставку. Консенсус-прогноз большинства экспертов — ставку оставят на том же уровне. Само по себе повышение ключевой ставки всего на 0,25% — это совсем незначительное изменение. Однако, это сигнал рынкам. Ранее Э. Набиуллина говорила о том, что политика „дешёвых денег“ будет постепенно свёртываться. Совет директоров ЦБ России отмечал, что это растянется на три года. Сейчас же ставка повышена впервые с 2018 года. Биржевые индексы сразу отреагировали на новость — рост сменился кратковременным падением на пике количества сделок. Дальнейшее повышение ставки может обернуться сокращением спроса, повышением процентов по кредитам. При этом, инфляция замедлится. Очевидно, цель ЦБ России — выйти в таргет по инфляции (4% в год)».

* Недавно Минюст России зарегистрировал Приказ Минздрава России № 1331н от 15.12.2020, которым утвержден состав аптечки для оказания первой помощи работникам. Новые правила вступят в силу с 01 сентября 2021 г. При этом если в компании до этого времени уже будет укомплектована аптечка по старым правилам, пользоваться ей можно до окончания срока годности содержимого, но не далее 31 августа 2025 г. В приказе № 1331н перечислены 12 наименований медицинских изделий. В аптечке должны быть:

— маска медицинская нестерильная одноразовая (10 шт.);

— перчатки медицинские нестерильные, размером не менее M (2 пары);

— устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот» (1 шт.);

— жгут кровоостанавливающий для остановки артериального кровотечения (1 шт.);

— бинт марлевый медицинский размером не менее 5 м x 10 см (4 шт.);

— бинт марлевый медицинский размером не менее 7 м x 14 см (4 шт.);

— салфетки марлевые медицинские стерильные размером не менее 16×14 см (2 уп.);

— лейкопластырь фиксирующий рулонный размером не менее 2×500 см (1 шт.);

— лейкопластырь бактерицидный размером не менее 1,9×7,2 см (10 шт.);

— лейкопластырь бактерицидный размером не менее 4×10 см (2 шт.);

— покрывало спасательное изотермическое размером не менее 160×210 см (2 шт.);

— ножницы для разрезания повязок (1 шт.).

* С 01 мая по 01 декабря 2021 г. пройдет эксперимент, в рамках которого Пенсионному фонду передадут функции по выплате региональных пособий, которые сейчас выплачивают органы соцзащиты населения. Соответствующий проект опубликован на федеральном портале. Участниками эксперимента станут несколько регионов: Республика Калмыкия, Республика Коми, Алтайский край, Астраханская область, Мосальский район Калужской области, Орловская область, Тамбовская область. В рамках проведения эксперимента планируется передача органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по назначению следующих мер социальной защиты (поддержки):

— Ежемесячная денежная выплата на третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет;

— Выдача сертификата на региональный семейный капитал;

— Назначение и выплата ежемесячной компенсационной выплаты одиноким неработающим трудоспособным родителям (опекунам), осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет;

— Направление средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий;

— Направление средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми);

— Ежемесячное пособие на оплату проезда;

— Ежемесячное пособие на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

— Ежемесячное пособие на абонентскую плату за пользование телефоном;

— Ежемесячная денежная выплата лицам, имеющим звание «Ветеран труда»;

— Ежемесячное пособие на каждого ребенка до достижения им возраста 18 лет в многодетной семье;

— Ежемесячное пособие по уходу за первым ребенком в возрасте от полутора до трех лет.

Напомним, с 2022 года планируется передать ПФР функцию по выплате детских пособий неработающим гражданам (пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка).

* Не позднее 30 марта юрлица должны представить декларации по налогу на имущество организаций за 2020 год, напоминает ФНС России на своем сайте. С 14 марта отчет подается по обновленной форме. Именно с этой даты вступил в силу Приказ ФНС России № КЧ-7-21/889@ от 09.12.2020 , вносящий изменения в декларацию. Теперь в отчет дополнительно включаются сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве основных средств. В декларацию внесен соответствующий раздел, который заполняется за истекший налоговый период в разрезе по субъектам РФ. Если организация представляет декларации в несколько налоговых органов, то раздел со сведениями о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества может включаться в любую из них. Для заполнения декларации можно использовать новые описания кодов налоговых льгот. Они уточняют виды организаций, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, которые освобождаются от уплаты налогов за II квартал 2020 года. Уплата налога осуществляется в сроки, предусмотренные законами субъектов РФ по месту нахождения объектов налогообложения. Обратите внимание, что декларацию сдают только налогоплательщики налога, т.е. организации, имеющие в собственности недвижимость. Если у компании только движимое имущество, отчет не сдается.

* Отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме на работу или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень таких работ, утвержден постановлением Правительства от 15.07.99 № 825. Перечнем, в частности, предусмотрена обязательная иммунизация работников образования против инфекций, включенных в национальный календарь профилактических прививок. Роспотребнадзор сообщает, что иммунизация против новой коронавирусной инфекции включена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям. В этой связи в настоящее время юридические основания для отстранения от работы сотрудников, в том числе относящихся к группам высокого риска инфицирования, в связи с отказом от вакцинации против новой коронавирусной инфекции отсутствуют. Сейчас вакцинация против коронавируса и является добровольной для всех категорий граждан, в том числе и работников образовательных организаций. Письмо Роспотребнадзора № 09-3748-2021-40 от 01.03.2021.

* ФНС России разослала территориальным налоговым органам рекомендации по применению положений ст. 54.1 НК РФ (далее — Рекомендации). Это достаточно объемный документ, составленный по итогам мониторинга правоприменительной практики. В этом номере мы рассмотрим вопросы, касающиеся последствий искажения фактов хозяйственной жизни и объектов налогообложения, выполнения обязательств по сделке иным лицом, дробления бизнеса, а также взыскания причиненных убытков с контрагента. Об остальных рекомендациях расскажем в следующем номере. Письмо ФНС России № БВ-4-7/3060@ от 10.03.2021.

* ФНС России рассмотрела вопрос, связанный с обложением налогом на имущество асфальтового покрытия. Ответа на него налоговики не дали, а привели общеизвестные критерии, по которым можно определить, относится ли объект к недвижимости. Письмо ФНС России № БС-4-21/2512 от 01.03.2021.

* ФНС России привела рекомендуемую форму заявления о передаче сообщений об исчисленных налоговым органом суммах транспортного и земельного налогов. Письмо ФНС России № БС-4-21/3006@ от 10.03.2021.

* Минтранс России рассказал, как в путевом листе заполняются сведения о перевозке. В графе путевого листа «Вид перевозки» необходимо указывать один из видов перевозки (регулярная перевозка пассажиров и багажа, перевозка пассажиров и багажа по заказу, организованная перевозка группы детей, перевозка пассажиров и багажа легковым такси, перевозка грузов, перевозка для собственных нужд). При организованной перевозке группы детей, по мнению Департамента, в реквизите «вид перевозок» указывается только «организованная перевозка группы детей» без указания «перевозка пассажиров и багажа по заказу» (если такая перевозка осуществляется по договору фрахтования) или «перевозка для собственных нужд» (если перевозка осуществляется для собственных нужд образовательного учреждения, спортивной организации и т.п.). Письмо Минтранса России № Д3-468-ПГ от 03.03.2021.

* Приказом ФНС России утверждены форма и формат заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по транспортному налогу, порядок его заполнения, а также формы уведомления о прекращении исчисления транспортного налога и сообщения об отсутствии основания для прекращения его исчисления. Приказ ФНС России № ЕД-7-21/972@ от 29.12.2020. Документ зарегистрирован в Минюсте России 12.03.2021 № 62733 и вступает в силу 23 марта 2021 г.

 

ИЗ ЗАЛА СУДА


* Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»

В частности, можно обратить внимание на следующие разъяснения:

— По смыслу абзаца первого ч. 1 ст. 10 Закона во взаимосвязи с п.п 3, 4 ст. 1 и абзацем вторым п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в п.п. 111 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах.

В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание (п. 11).

— Нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, требований гражданского и иного законодательства при вступлении в договорные отношения, исполнении договорных обязательств, в том числе выражающееся в недобросовестном поведении, нарушающем права контрагентов, само по себе не свидетельствует о ведении хозяйствующим субъектом монополистической деятельности, запрещенной согласно ч. 1 ст. 10 Закона. Следует принимать во внимание, являлось ли возможным совершение хозяйствующим субъектом определенных действий (бездействие), в том числе недобросовестных по отношению к своим контрагентам (потребителям) в отсутствие доминирующего положения на рынке (п. 12).

— Исходя из содержания запрета, установленного п.п. 3, 8 ч. 1 ст. 10 Закона, пресечение антимонопольного нарушения в форме навязывания невыгодных и не относящихся к предмету договора условий и (или) установления дискриминационных условий допускается как до, так и после заключения договора, в который включается подобное условие.

При этом судам необходимо учитывать, что само по себе заключение договора с доминирующим на рынке субъектом без возражений, высказанных контрагентом на стадии заключения договора (например, без составления протокола разногласий по спорным условиям), и (или) исполнение договора не являются обстоятельствами, исключающими возможность квалификации поведения доминирующего субъекта как злоупотребления (п. 15).

— По смыслу Закона о защите конкуренции, установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (п.п. 4 и 7 ст. 4, ч. 1 и 4 ст. 6 Закона о защите конкуренции) (п. 17).

— На основании п. 6 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, по общему правилу, злоупотреблением доминирующим положением может быть признано экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар. Если иное не вытекает из законодательного регулирования, установление доминирующим на рынке субъектом одинаковых цен (тарифов) на один и тот же товар без учета экономических, технологических и иных влияющих на стоимость товара различий при их передаче разным потребителям, в том числе на различных территориях, может быть признано злоупотреблением доминирующим положением на основании п. 8 ч. 1 ст. 10 Закона.

При применении указанных положений судам необходимо учитывать, что сама по себе дифференциация цен (тарифов), применяемых хозяйствующим субъектом в отношении разных потребителей или их категорий, либо отсутствие ценовой дифференциации не являются злоупотреблением. Обоснованность различий (отсутствия различий) оценивается с учетом требований закона об отдельных видах договоров, разумности поведения хозяйствующего субъекта и объективных условий его деятельности на соответствующих рынках. В частности, допускается установление в публичных договорах различных цен для потребителей разных категорий, определяемых исходя из объективных критериев (п. 2 ст. 426 Гражданского кодекса РФ) (п. 19).

* Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18.02.2021 по делу № А65-9839/2020.

Привлечение налогоплательщика к ответственности за непредставление документов по встречной проверке (п. 1 ст. 93.1 НК РФ) по п. 2 ст. 126.1 НК РФ вместо п. 1 ст. 129.1 НК РФ незаконно.

По объективной стороне правонарушения, предусмотренные п. 1 ст. 129.1 и п. 2 ст. 126 НК РФ тождественны, поскольку непредставление сведений о налогоплательщике по запросу налогового органа (п. 2 ст. 126 НК РФ) одновременно означает неправомерное несообщение сведений, которое лицо должно сообщить налоговому органу в силу п. 1 ст. 93.1 НК РФ (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). Таким образом, отказ от представления документов о проверяемом лице или несвоевременное их представление влечет ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ. При этом, п. 6 ст. 93.1 НК РФ прямо предусмотрено, что за непредставление контрагентом сведений о проверяемом налогоплательщике наступает ответственность, предусмотренная ст. 129.1 НК РФ, санкция которой меньше по сравнению с п. 2 ст. 126 НК РФ.

Аналогичную позицию по сходной ситуации занял Президиум ВАС РФ в Постановлении от 05.02.2013 № 11890/12.

* Постановление 19 Арбитражного апелляционного суда от 05.02.2021 по делу № А64-872/2020

Положения ст. 6.1 НК РФ в части переноса последнего дня срока с нерабочего не регулируют порядок исчисления сроков вступления в силу нормативно-правовых актов, которыми вносятся изменения в акты законодательства о налогах и сборах.

* Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.03.2021 по делу № А40-305427/2019

Налогоплательщик не обязан уплачивать проценты на сумму возмещенного в заявительном порядке НДС, если в дальнейшем по итогам проверки уточненной декларации право на возмещение НДС было подтверждено.

В рассматриваемой ситуации действия налогоплательщика по применению заявительного порядка возмещения налога не носили противоправного характера, не привели к потерям бюджета, что исключало возможность применения к нему повышенной меры ответственности в виде взыскания процентов и выставления требований об их уплате.

* Постановление от 04.03.2021 № Ф03-657/2021

Суд признал законным требование инспекции о представлении документов не по конкретной сделке, а по контрагенту за определенный период.

 

ПРОЕКТЫ


* Опубликован проект Указа Президента «О паспорте гражданина Российской Федерации, содержащем электронный носитель информации». До 01 июня 2021 г. Правительство РФ должно утвердить образец бланка и описание электронного паспорта. На документе будут размещаться биометрические и иные персональные данные владельца, включая изображение его лица и папиллярных узоров двух пальцев рук. Электронный паспорт будет представлять собой пластиковую смарт-карту (формата банковской карты) с фотографией, ФИО, датой рождения и чипом. Как пишет «Российская газета», адрес регистрации (прописка) не будет напечатан на смарт-карте (как сейчас штамп в «бумажном» паспорте), а будет просто записан на чипе. Также впоследствии возможна запись, например, данных о действующем водительском удостоверении (чтобы не носить его с собой). Жители Москвы смогут оформить и получить электронный паспорт с 1 декабря текущего года, а по всей России такая возможность появится не позже 01 июля 2023 г. Со дня выдачи гражданину нового электронного паспорта ранее выданный паспорт (электронный или бумажный) считается недействительным.

* Минэкономразвития России опубликовало на федеральном портале проект Приказа «Об утверждении порядка утверждения Федеральной службой государственной статистики форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению». Этот документ заменит собой Административный регламент Росстата. В Порядке сказано, что указания по заполнению форм статотчетов должны обеспечивать правильное и единообразное понимание респондентами содержания каждого вопроса программы наблюдения с последующим предоставлением точных ответов в целях формирования субъектами официального статистического учета полной и достоверной официальной статистической информации. К документу прилагается рекомендуемый образец проекта формы.

* Состоялось заседание Правительства РФ, на котором, в том числе, были рассмотрены поправки в законопроект, предусматривающий изменения в НК РФ в части упрощения процедуры получения гражданами налоговых вычетов по НДФЛ. Напомним, законопроект № 1075007-7 был внесен в Госдуму РФ в декабре 2020 года, а в январе 2021 принят в первом чтении. Получить имущественный налоговый вычет через ИФНС России станет возможным без декларации, по заявлению. Также упрощается процедура предоставления инвестиционного вычета. Сейчас власти подготовили поправки ко второму чтению этого проекта. В частности, предусматривается:

— уточнить момент возникновения права налогоплательщика на получение имущественного налогового вычета;

— определить порядок представления налогоплательщиком документов, подтверждающих произведенные им расходы, для получения имущественного налогового вычета;

— уточнить срок начала начисления процентов, выплачиваемых налогоплательщику при нарушении сроков возврата суммы излишне уплаченного НДФЛ в связи с предоставлением налогового вычета в упрощенном порядке;

— уточнить сроки вступления законопроекта в силу.

* Правительство хочет перестроить механизмы обратной связи по принимаемым им решениям. Как предполагается, будет создана структура работы с экспертным сообществом, отраслевыми ассоциациями и законодателями — управление экспертизы и планирования, экспертный совет при правительстве ждет «кадровая и организационная перезагрузка», пишет «Коммерсантъ». Алексей Головченко, член политсовета Свердловского областного отделения «Партии Роста», Управляющий партнер «Юридической компании «ЭНСО». «Эффективное законодательное регулирование невозможно без качественной обратной связи со стороны всех участников конкретной сферы. Только при этом условии оно будет реализовывать поставленные цели и задачи в полном объеме. Так, если Правительство принимает очередной нормативно-правовой акт во благо бизнеса, не учитывая его мнение, вместо ожидаемого экономического роста появляется инструмент уничтожения предпринимательства. К сожалению, в российской практике таких примеров много. Для эффективного регулирования отношений бизнеса, государства и общества в целом действует оценка регулирующего воздействия. Ее механизмы были заимствованы с Запада. Попытки внедрения ее в России осуществляются с 2010 года. Однако ОРВ не дает ожидаемых результатов в нашей стране, другими словами, не работает, потому, что чиновников на деле не интересует мнение бизнеса. Для них не предусмотрена ответственность за сбор обратной связи. Я считаю, что необходимы меры воздействия на чиновников, такие как KPI или инструкции, которые позволят отслеживать процесс сбора обратной связи. Полезным было бы создание профильного органа, направленного на контроль данного процесса. Изобретать новые схемы ее получения нет нужды, поскольку уже созданы направленные на это механизмы и институты, которые при правильном подходе могут стать эффективными инструментами по сбору обратной связи от граждан». Заместитель председателя Партии Роста, Генеральный директор компании «Млесна» Сергей Демин. «В голове сложилась такая картинка, что ранее партийные объединения, общественники кричали и кричали в закрытой комнате с хорошей шумоизоляцией, и им лишь иногда открывали вентиляционное окошко, и то — по факту принятых решений. Теперь есть все шансы, что из замкнутого пространства мы выйдем и будем говорить в рупор. Причем уверенно и обосновано. Совершенно верно отмечено, что любое решение должно быть подкреплено научными данными, глубоким анализом ситуации и результатами практической деятельности. Поэтому никто не сможет заранее оценить политический или экономический маневр лучше, чем эксперты-практики, люди, вовлеченные в процесс. Главное, чтобы право первого голоса было именно за ними, а законотворцы затем лишь обобщали и фиксировали сказанное».

* Заместитель руководителя ФНС России А.В. Егоричев сообщил о том, что подготовлен новый регламент АСК НДС, позволяющий локализовать сервисные площадки «бумажного НДС». Также он полагает, что новая статья «Налоговое мошенничество» будет внесена в Уголовный кодекс РФ в течение 2021 года. Имеется в виду борьба с лицами, оказывающими услуги по предоставлению недостоверных документов, в том числе счетов-фактур, без совершения отражаемых в них реальных фактов хозяйственной жизни, а также сдающих фиктивную налоговую отчетность (так называемыми «площадками»), а также анонсировал введение уголовной ответственности за организацию и участие в их деятельности.

* В Госдуму РФ поступил законопроект № 1131825-7, который предусматривает еще одно направление расходования маткапитала — на оплату товаров и услуг, предназначенных для реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Авторы проекта — депутаты Новгородской области. В пояснительной записке отмечается, что некоторые семьи, особенно многодетные, во время дистанционного обучения столкнулись с проблемой обеспечения детей необходимыми девайсами. Принятие законопроекта направлено на обеспечение качественного освоения обучающимися образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

* Средства материнского капитала можно будет направлять на погашение военной ипотеки, в том числе на оплату первоначального взноса, основного долга и процентов. Опубликовано соответствующее Постановление Правительства № 368 от 13.03.2021. Напомним, с 2021 года размер маткапитала составляет 483 882 рублей на первого ребёнка и 639 432 рублей — на второго. Эти деньги можно направить, в том числе, на покупку или строительство жилья, оплату обучения, формирование накопительной части пенсии матери, приобретение товаров и услуг для детей-инвалидов.

* Партия Роста: прежде чем переходить на четырехдневную рабочую неделю, нужно провести эксперимент. В Госдуме признали переход на четырехдневную рабочую неделю неизбежностью. Переход на четырехдневную рабочую неделю неизбежен, сам процесс начнется в ближайшее время. Об этом пишет агентство «Москва», со ссылкой на представителей комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов. «Еще пока не определена последовательность перехода. Не исключается, что переход будет поэтапным. Есть вариант, что вначале на четырехдневку переведут только женщин, а часть профессий все-таки останется в прежнем формате работы. Возможно, что переход будет одновременным для всех», — говорится в сообщении. Комментирует омбудсмен по вопросам соблюдения прав предпринимателей при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора и надзора в сфере соблюдения трудового законодательства, член Генерального совета Партии Роста, генеральный директор центра охраны труда «НСС Консалт» Дмитрий Порочкин. «Говоря о перспективе перехода на четырехдневную рабочую неделю, прежде всего нужен тщательный анализ каждой сферы экономики при работе в таком режиме. Конечно, на данный момент работодатели не готовы к этому, так как не ясна ни процедура перехода, ни какие-либо подробности. Госдума РФ говорит о том, что важным фактором, при таком переходе является сохранение уровня заработной платы при пятидневной рабочей неделе. Но каким образом это будет осуществляться: за счет работодателя или за счет увеличения количества рабочих часов в четырех рабочих днях? Такая система может привести к потере 4 рабочих дней в месяце и снижению производительности, либо к увеличению фонда оплаты труда за счет найма дополнительного персонала. А, например, сокращение зарплаты пропорционально отработанному времени также будет негативно воспринято сотрудниками», — сказал он. При этом, отметил политик, для начала необходимо запустить годовой эксперимент по переводу сотрудников на четырехдневную рабочую неделю для компаний, желающих принять в нем участие. «Это поможет проанализировать ситуацию в разных периодах и циклах работы. И только тогда можно будет делать какие-либо выводы и понять: на какие организации можно распространять такой режим, а на какие нельзя», — резюмировал Порочкин.

* В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.10.97 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и ст. 1 Федерального закона от 19.06.2020 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» исчисление медианного среднедушевого дохода и медианной заработной платы осуществляется на основании методик, определяемых Росстатом. Вместе с тем действующая редакция Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства от 02.06.2008 № 420, соответствующие положения не содержит. Это исправят. На федеральном портале опубликован проект, который вносит поправки в Положение о Федеральной службе государственной статистики. Росстату добавят полномочий — определять методику исчисления медианного среднедушевого дохода и методику исчисления медианной заработной платы.

* Операторы связи будут обязаны предоставлять Роскомнадзору данные об абонентах, к которым сейчас имеют доступ только они сами или правоохранительные органы. Это следует из проекта постановления правительства, опубликованного на портале проектов нормативных правовых актов. Подробности о проекте в материале РБК. Согласно проекту, Роскомнадзор, среди прочего, получит доступ к информации о:

— используемом абонентами и пользователями корпоративных тарифов оборудовании, в том числе его идентификационный модуль, а также о замене оборудования и изменения информации в идентификационном модуле и др.

— Ф.И.О. абонентов, их местах жительства, дате рождения, реквизитах документов, удостоверяющих личность. О пользователях корпоративных тарифов будут передаваться аналогичные сведения, а также наименование организации, сотрудниками которой они являются, с юридическими идентификаторами;

— номере телефона, который используют абоненты и пользователи, а также дату заключения, изменения или расторжения договора об оказании услуг связи;

— видах звонков, совершенных абонентом или пользователем корпоративных тарифов, а также номере вызывающего и вызываемого абонента, о дополнительном номере вызывающего абонента, о номере, на который осуществляется переадресация вызова. Также будут переданы данные об идентификаторе базовой станции вызывающего и вызываемого абонентов или пользователей корпоративных тарифов;

— факте передачи голоса, текстовых и мультимедийных сообщений, а также передачи данных, в том числе с использованием промышленных устройств, оборудования, датчиков, сенсоров и т.п.;

Из документа следует, что эта информация должна автоматически обновляться раз в сутки через подключение систем операторов к системе Роскомнадзора. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он направлен на борьбу с серыми сим-картами, которые оформляются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, раздаются бесплатно у торговых центров, в местах массового скопления людей и используются в различных схемах мошенничества. Авторы документа отмечают, что тысячи граждан становятся жертвами мошенников, которые приобретают сим-карты, используя чужие паспортные данные. Эти злоупотребления «создают препятствия при проведении оперативно-розыскных действий, так как затрудняют идентификацию абонента: мобильные телефоны, зарегистрированные по подложным сведениям, зачастую используются в противоправных целях». Эксперты утверждают, что требования Роскомнадзора избыточны. Ведомство может контролировать исполнение операторами обязанностей по «обелению» своих сим-карт, но для этого ему достаточно первичной информации об оформлении договора и о том, как именно была подтверждена личность абонента. Кроме того, возникновение еще одной очередной мегабазы данных чревато и очередными утечками данных, за которые никто из чиновников ответственности нести не будет.

* На федеральном портале 17.03.2021 опубликован проект приказа ФСС России об утверждении форм документов, применяемых при проведении в 2021 году проверок полноты и достоверности представляемых страхователем сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения или обеспечения по страхованию. Всего разработано 9 бланков:

— решение о проведении выездной проверки;

— решение о приостановлении проведения выездной проверки;

— решение о возобновлении проведения выездной проверки;

— решение о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов;

— справка о проведенной выездной проверке;

— акт камеральной проверки;

— акта выездной проверки;

— решение о возмещении страхователем излишне понесенных страховщиком расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию;

— требование о возмещении излишне понесенных расходов на выплату страхового обеспечения или обеспечения по страхованию.

* Госдума РФ приняла в третьем чтении закон, предусматривающий обязанность заказчиков обосновывать максимальную стоимость контракта при проведении госзакупок по федеральному закону № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Документ был подготовлен правительством РФ в рамках исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2018 — 2020 гг., утвержденного указом президента РФ. Закон о госзакупках дополняется нормами об установлении в положении о закупке порядка определения начальной (максимальной) цены договора (цены лота), формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, цены единицы товара, работы, услуги, максимального значения цены договора, порядка обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены единицы товара, работы, услуги. Кроме того, в документации о конкурентной закупке вместо порядка формирования цены договора (цены лота) должно быть указано обоснование начальной (максимальной) цены договора (цены лота) либо цены договора, заключаемого с единственным поставщиком, включая порядок определения цены. Положения о закупках должны быть приведены в соответствие с требованиями закона, утверждены и размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не позднее чем в течение 90 дней со дня вступления документа в силу. По материалам ТАСС.

* В Правительстве РФ обсуждают новый пакет мер поддержки отечественной ИТ-отрасли, среди которых — право на инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль для компаний, использующих российское компьютерное оборудование и программное обеспечение. Мера направлена на стимулирование импортозамещения и приобретение отечественного программного обеспечения, программно-аппаратных комплексов и компьютерного оборудования, перелает ИА ТАСС. Детали применения этого вычета будут дорабатываться, в том числе в части принятия соответствующих нормативных актов на уровне субъектов РФ, заявили в пресс-службе вице-премьера РФ Дмитрия Чернышенко.

* Госдума РФ приняла в первом чтении правительственный законопроект, который позволит ускорить и упростить проведение госзакупок. Документ вносит поправки в закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Одна из основных предусмотренных документом мер — введение электронного документооборота на всем жизненном цикле закупки: все документы будут формироваться в электронной форме, сейчас это доступно только для планирования закупок и отбора подрядчиков, указывают в кабмине. Поправками планируется существенно — с 11 до трех — сократить число способов определения поставщика, унифицировать требования к действиям участников закупок, сократить количество формируемых документов. Кроме того, законопроект даст возможность предоставлять малому и среднему бизнесу банковские гарантии от ВЭБ. РФ и региональных гарантийных организаций. Это расширит доступ таких предпринимателей к закупкам, отмечается в сопроводительных материалах к документу. Законопроект также сокращает и унифицирует сроки осуществления процедур (в том числе рассмотрения заявок, частей заявок) при проведении различных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), порядка осуществления (до окончания срока подачи заявок) заказчиком отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя), проводимого различными способами, а также вводит новые случаи применения закрытых конкурентных способов определения поставщиков. Кроме того, вводится механизм «универсальной стоимостной предквалификации», устанавливающей возможность допуска к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн рублей только участников, имеющих успешный опыт исполнения контракта, заключенного в соответствии с законом о контрактной системе вне зависимости от предмета закупки в объеме исполненных обязательств в размере не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта. По материалам ТАСС.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.