Новости от 23.06.2020

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

 

* Налогоплательщик не использовал ликвидированный объект основных средств в своей предпринимательской деятельности. Суд подтвердил отказ в расходах по налогу на прибыль. Арбитражный суд Самарской области признал законным решение инспекции федеральной налоговой службы по Советскому району Самары о привлечении ООО «Актив Лайн Групп» к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решение суда еще не вступило в законную силу. Как указано в материалах дела, в 2018 году налоговый орган провел в отношении ООО «Актив Лайн Групп» камеральную проверку. По ее итогам ИФНС России предложила налогоплательщику доплатить в бюджет 1,3 млн руб. налога на прибыль, а также штраф и пени. По мнению инспекции, компания неправомерно учла при исчислении налога на прибыль расходы в виде остаточной стоимости основных средств (снесенного здания цирка) и суммы начисленной амортизации. Причина – то, что налогоплательщик не использовал здание цирка в своей предпринимательской деятельности. В материалах дела указано, что ООО «Актив Лайн Групп» в 2016 году приобрело участок с объектами недвижимости, в том числе зданием цирка площадью 1,2 тыс. кв. м. Сам налогоплательщик в суде пояснил, что участок рядом с торговым центром «Русь на Волге» компания приобрела для того, чтобы расширить парковку, а также, чтобы на этом участке ничего не могли построить ее конкуренты. Спустя полтора месяца после приобретения участка с объектами недвижимости руководитель налогоплательщика принял решение снести здание цирка. Еще через месяц здание было снесено собственными силами, о чем была внесена запись в ЕГРП. Остаточную стоимость снесенного здания и начисленную амортизации ООО «Актив Лайн Групп» включило в расходы в соответствии со ст. 256 НК РФ. В суде представители ООО «Актив Лайн Групп» ссылались на то, что здание цирка является основным средством, используемым в деятельности с учетом сезонного использования. Однако суд этот довод не принял, указав, что доказательства сезонного использования объекта не были представлены. Кроме того, сразу после приобретения налогоплательщик снес здание. Также суд отклонил представленный истцом предварительный договор аренды здания цирка, решив, что он не может являться доказательством, подтверждающим факт использования спорного имущества в предпринимательской деятельности ООО «Актив Лайн Групп». «Поскольку материалами камеральной налоговой проверки подтверждается, что ликвидированный объект основного средства в виде арены цирка фактически не был использован в процессе осуществления предпринимательской деятельности, то этот объект не может быть признан в целях налогообложения прибыли амортизируемым имуществом в соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ, а поэтому расходы в виде остаточной стоимости основных средств и суммы начисленной амортизации по указанному объекту не могут признаваться в целях налогообложения прибыли», — следует из решения суда. По словам юриста ЮФ «Арбитраж.ру» Карины Кулаковской, фактически не использовавшийся в процессе осуществления предпринимательской деятельности объект не может быть признан в целях налогообложения прибыли амортизируемым имуществом по смыслу п. 1 ст. 256 НК РФ. «Следовательно, расходы в виде остаточной стоимости основных средств и суммы начисленной амортизации по такому объекту не могут признаваться в целях налогообложения прибыли. При этом доказательства, указывающие лишь на намерение налогоплательщика использовать объект в процессе осуществления предпринимательской деятельности, в том числе предварительные договоры, не являются подтверждением факта использования спорного имущества. Вместе с тем, принятое решение о ликвидации объекта, показания самого налогоплательщика, несоответствие целевого назначения объекта роду деятельности налогоплательщика свидетельствуют о невозможности отнесения спорного объекта к амортизируемому имуществу с целью признания соответствующих расходов для налогообложения прибыли», — отметила юрист. Решение Арбитражного суда Самарской области по делу 29.05.2020 № А55-38938/2019.

 

НДФЛ

 

* На основании п. 83 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ доходы в виде субсидии (гранта в форме субсидии), источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования федерального бюджета, полученные физлицом в 2020 году в размере, соответствующем сумме уплаченного таким физлицом налога на профессиональный доход за 2019 год в качестве самозанятого. Об этом напоминает ФНС России: Таким образом, субсидия, предоставляемая физлицам в целях возмещения расходов на уплату НПД за прошлый год в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 29.05.2020 № 783 не подлежит обложению НДФЛ. При этом самозанятыми гражданами по своей сути признаются физлица, перешедшие на уплату налога на профессиональный доход. Письмо ФНС России № БС-3-11/4536@ от 16.06.2020.

 

 

ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

 

* 20 июня 2020 г. опубликовано Постановление Правительства № 876 от 18.06.2020, согласно которому работники старше 65 лет могут уйти на больничный с 15 июня 2020 г. до окончания режима самоизоляции в конкретном регионе. Новые электронные больничные, как и предыдущие, оплачиваются за счёт средств ФСС России напрямую работнику за весь период в течение семи календарных дней со дня оформления больничного. Листки нетрудоспособности будут выдаваться на основе данных, которые работодатели в электронном виде направляют в ФСС России. Гражданам не требуется предоставлять какие-либо дополнительные сведения или документы. Напомним как развивались события вокруг карантинных больничных для работающих пенсионеров:

1) 02.04.2020 опубликовано Постановление Правительства РФ от 01.04.2020 № 402, которым утверждены «Временные правила оформления листков нетрудоспособности, назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности в случае карантина застрахованным лицам в возрасте 65 лет и старше».

Больничный оформляется на 14 календарных дней с 06.04.2020 по 19.04.2020.

2) 17.04.2020 опубликовано Постановление Правительства № 517 от 16.04.2020.

Больничный оформляется на 11 календарных дней с 20.04.2020 по 30.04.2020

3) 18.05.2020 опубликовано Постановление Правительства № 683 от 15.05.2020.

Больничный оформляется на 18 календарных дней с 12.05.2020 по 29.05.2020.

4) 01.06.2020 опубликовано Постановление Правительства № 791 от 30.05.2020.

Больничный оформляется на 11 календарных дней с 01.06.2020 по 11.06.2020.

5) 20.06.2020 опубликовано Постановление Правительства № 876 от 18.06.2020.

Больничный оформляется с 15.06.2020 до дня окончания самоизоляции.

Таким образом с 09.04.2020 по день окончания самоизоляции в регионе работающие пенсионеры 65+ получат больничные за все дни, кроме:

01.05.2020 — 11.05.2020

30.05.2020 — 31.05.2020

12.06.2020 — 14.06.2020.

 

ПРОЧЕЕ

 

* Опубликовано Постановление Правительства № 894 от 20.06.2020, согласно которому срок подачи заявок на апрельскую субсидию продлен до 01 июля 2020 г. Теперь пострадавший бизнес для получения субсидии за апрель, так же как и за май 2020 года, вправе направить заявление в налоговый орган не позднее 01 июля 2020 г. Напомним, ранее заявление о предоставлении субсидии за май можно было подать в период с 01 мая до 01 июня 2020 г. Размер субсидии — 12 130 руб. на каждого работника и лично на ИП.

* С налогового периода 2018 года транспортный налог на угнанный или похищенный автомобиль не надо платить и после окончания розыска машины, если она не была возвращена владельцу. Ранее такие транспортные средства не облагались налогом только на период их розыска. Для подтверждения факта угона налогоплательщикам — физическим лицам необходимо подать заявление по рекомендуемой ФНС России форме с приложением подтверждающих документов. Если документы не будут приложены к заявлению, то налоговые органы в рамках ст. 85 Налогового Кодекса РФ запросят необходимые сведения в соответствующих органах на основании реквизитов, указанных налогоплательщиком в заявлении. Если угон автомобиля не будет подтвержден, налоговые органы имеют право отказать в прекращении исчисления транспортного налога. В соответствии с пояснениями ФНС России по результатам рассмотрения заявления об угоне автомобиля, налогоплательщику направляется уведомление о прекращении исчисления транспортного налога, в котором будет указан период, начиная с которого будет прекращено исчисление налога. При отсутствии оснований для прекращения исчисления транспортного налога налогоплательщик получит сообщение с изложением причин отказа. Письмо ФНС России № БС-4-21/9268@ от 04.06.2020.

* Налоговые органы вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных. Органы исполнительной власти при осуществлении возложенных на них законодательством России функций, полномочий и обязанностей, достижения общественно значимых целей, вправе продолжить обработку персональных данных без соответствующего согласия на обработку персональных данных физических лиц (субъектов персональных данных). Об этом написано в Федеральном законе от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». ФНС России является органом исполнительной власти, который как раз и выполняет такие функции. Поэтому налоговая служба имеет право обрабатывать данные налогоплательщиков без их согласия. И отозвать это право у них нельзя. Письмо ФНС России № ПА-3-24/4407 от 10.06.2020.

* Банк России принял решение с 22 июня 2020 г. снизить процентную ставку по кредитам ЦБ России, направленным на поддержку кредитования субъектов МСП, а также кредитования на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости. Ставка будет снижена с 3,50 до 2,50% годовых. Данное снижение касается как вновь предоставляемых, так и ранее предоставленных кредитов в рамках данных механизмов (с совокупным лимитом 500 млрд рублей), уточняет пресс-служба регулятора. Кроме того, ЦБ России 18 июня снизил ключевую ставку сразу на 1 процентный пункт впервые за пять лет — до 4,5% годовых, обновив ее исторический минимум.

 

ИЗ ЗАЛА СУДА

 

* «Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)

В обзор включены дела, рассматриваемые в 2017 – 2019 гг., о социальной поддержке отдельных категорий граждан, в том числе об обеспечении техническими средствами реабилитации и лекарственными препаратами, о компенсации расходов (убытков) в случае самостоятельного приобретения лекарственных средств (медицинских препаратов), об оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно, о возмещении затрат на проведение медицинского обследования и др.

Также в обзор включены дела о взыскании с граждан социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, на возмещение части процентных ставок по кредитам, единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам и субсидии безработным гражданам на организацию самозанятости.

* Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 № 6 «О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств»

* Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 № 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции»

ВС РФ разъяснил отдельные вопросы применения норм КАС РФ, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции

В разъяснениях рассмотрены вопросы сроков апелляционного обжалования, назначения сроков для исправления недостатков жалобы, порядок подачи жалобы и другие темы.

* Постановление КС РФ от 28 февраля 2019 № 13-П

Согласно п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Данное положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может служить основанием для возложения на налогоплательщика-организацию, добросовестно осуществившего исчисление и уплату земельного налога на основании сведений ЕГРН, предоставленных ему публичным субъектом с учетом решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, определившего кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной, неблагоприятных последствий в виде взыскания недоимки и пени по земельному налогу, связанных с применением данных о кадастровой стоимости, полученных в связи с проведением очередной государственной кадастровой оценки, сведения о которой отсутствовали в названном реестре по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода.

* Определение ВС РФ от 01 апреля 2020 № 306-ЭС20-3977

ВС РФ согласился с выводом нижестоящих судов о незаконности проведения выемки документов в ситуации, когда налогоплательщик готов добровольно представить налоговому органу их копии

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 15.05.2020 по делу № А70-1355/2020

Суд признал законным отказ налогового органа в разъяснении налогового законодательства применительно к ситуации, участником которой налогоплательщик не является.

Действующим законодательством не предусмотрена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам информацию в отношении иных лиц о возникновении каких-либо налоговых правоотношений и необходимости уплаты налогов и сборов непосредственно данными лицами. В рассматриваемом случае налогоплательщик персонально не является участником описанной в запросе ситуации, в связи с чем, не может быть признан налогоплательщиком в данном случае и, соответственно, участником отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

* Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.05.2020 по делу № А40-229344/2018

Ликвидация организации-контрагента в последний рабочий день налогового периода исключает вину налогоплательщика в неотражении в доходах этого периода кредиторской задолженности перед ней.

Как установил суд, решение об исключении контрагента из ЕГРЮЛ принято 29.12.2015 — в последний рабочий день проверяемого периода. Соответственно, данная информация опубликована на общедоступных информационных ресурсах не ранее января 2016 года, когда и могла стать известной налогоплательщику.

 

ПРОЕКТЫ

 

* В текущей редакции Трудового кодекса РФ у работодателя нет обязанности помогать работнику с дальнейшим трудоустройством в другую компанию (аутплейсмент). Поясним, аутплейсмент – это термин в менеджменте и управлении персоналом, связанный с деятельностью работодателя по трудоустройству увольняемых сотрудников. Может включать в себя:

— консультации по трудоустройству сокращаемых сотрудников за счёт бывшего работодателя;

— услуга по консультированию и продвижению на рынок труда сокращаемого персонала;

— услуга по организации процесса увольнения сотрудников наиболее щадящим способом, форма расторжения трудовых отношений между компанией и работниками, предусматривающая привлечение специализированных организаций в целях оказания помощи в трудоустройстве уволенным сотрудникам.

На сайте Change,org опубликована петиция, призывающая внести в ст. 180 ТК РФ поправки, рекомендующие работодателям принимать меры для трудоустройства увольняемых сотрудников в другие компании. Автор предложения уверен, что имеющаяся у работодателя информация об отрасли и других игроках рынка может помочь людям быстрее найти новую работу, специалисты по кадрам могут профессионально оформить резюме и рекомендацию.

* Повышая НДФЛ, надо учитывать различие зарплат в каждом регионе, и в первую очередь речь должна идти о справедливости по отношению к людям, заявила вице-премьер РФ Татьяна Голикова, комментируя вопрос о прогрессивной шкале. Она отметила, что, по данным ФНС высокие зарплаты в России получает малый процент населения. По ее словам, от региона к региону уровень средних зарплат очень разный, средняя зарплата по РФ составляет около 47 тысяч рублей. «А вот 47 тысяч на 12 помножить — это много? Это мало. Поэтому когда вы говорите о двух миллионах, для российского гражданина два миллиона — это очень много, многие и миллиона-то в год не получают», — цитирует ее слова РИА Новости. «Я думаю, что следует думать всегда о справедливости по отношению к нашим людям», — сказала Голикова, отвечая на вопрос о том, следует ли думать о повышении НДФЛ или нет. Напомним, на минувшей неделе обсуждалась идея увеличить НДФЛ с 13% до 15% для тех, чьи доходы превышают 2 млн. в год. Идею ввести прогрессивную шкалу НДФЛ поддержали все фракции Госдумы. Правда, что касается конкретных параметров, то здесь полного согласия нет. Так, в частности, Сергей Миронов отметил, что в разряд богачей записали не владельцев яхт и особняков, не топ-менеджеров, не офшорных аристократов, а россиян с заплатой меньше 170 тыс. рублей в месяц. «СР» предлагает более гуманный для среднего класса вариант налогообложения. «СР» предлагает следующие ставки НДФЛ:

— для граждан с доходами до 24 миллионов рублей в год — 13%;

— для граждан с доходами свыше 24 миллионов рублей, но не более 100 миллионов рублей — 15%;

— для граждан с доходами свыше 100 миллионов рублей, но не более 250 миллионов рублей — 17%;

— для граждан с доходами свыше 250 миллионов рублей — 18%.

* Бизнес-омбудсмен Борис Титов предложил Михаилу Мишустину подкорректировать методику контроля за сохранением численности сотрудников при предоставлении господдержки. Речь идет о льготных кредитах под 2 % и субсидиях в размере МРОТ на сотрудника. Дело в том, что сохранение численности контролируется по форме СЗВ-М Напомним, ранее Титов озвучивал эту проблему. Из-за СЗВ-М у бизнеса проблемы с льготными кредитами. Борис Титов просит ЦБ разобраться. В СЗВ-М учитываются лица, работающие как по трудовым договорам, так и по договорам ГПХ. Таким образом, при окончании договоров ГПХ, которые могут быть разовыми и краткосрочными, в форме СЗВ-М будет зафиксировано снижение числа учтенных лиц в последующий месяц и повлечет невозможность получения субсидий или кредитов. Похожая ситуация наблюдается в случае увольнения одного постоянного сотрудника и приема на работу другого сотрудника в течение одного месяца. По форме СЗВ-М в последующем месяце произойдет снижение числа учтенных лиц, но по сути не уменьшится число занятых. При этом даже при сокращении постоянной занятости разовое привлечение лиц по договорам ГПХ в последующие месяцы позволит формально соблюсти критерий получения и использования, например, кредитов, так как по форме СЗВ-М число указанных лиц не снизится. Какой выход предлагает бизнес-омбудсмен? Для решения проблемы он предложил изменить методику определения количества работников:

1) В частности, дополнительно использовать данные ежемесячной формы СЗВ-ТД, в которой учитывается факт выбытия или найма сотрудников.

2) До конца года установить обязанность по ежемесячной сдаче формы СЗВ-СТАЖ, с помощью которой можно разделить работающих по договорам ГПХ и по трудовым договорам.

3) Кроме того, проводить учет сохранения занятости не на основе сравнения с количеством работников на конкретную дату, а путем сравнения со среднесписочной численностью из формы СЗВ-М за I квартал 2020 года.

4) Также использовать данные статистической формы П-4 для тех категорий заявителей, которые предоставляют ее помесячно, по разделу «средняя численность работников за отчетный месяц списочного состава».

* Для российских IT-компаний планируют снизить страховые взносы с 14 до 7,6%, а налог на прибыль — с 20 до 3%. Кроме того, предлагается отменить НДС с рекламы разработок и софта на иностранных цифровых площадках и дать разработчикам софта возможность получать специальные субсидии. Такие параметры содержит налоговый маневр в IT-отрасли, который разработали в Правительстве России. Маневр предполагает, что все изменения будут бессрочными, а претендовать на них смогут все российские IT-компании, у которых не менее 90% доходов приходится на продажу софта и услуги по его разработке, внедрению и поддержке, пишут «Ведомости» со ссылкой на свои источники. Реформа должна стимулировать экспорт российского софта и поддержать его разработчиков в условиях падающего спроса на внутреннем рынке. Напомним, разработать комплексный налоговый маневр для IT-отрасли президент РФ Владимир Путин поручил 10 июня по итогам совещания о развитии отрасли. Эти меры должны быть включены в общенациональный план восстановления экономики.

* Через десять лет в России могут ввести налог на технологию искусственного интеллекта, считают эксперты, опрошенные компаниями PricewaterhouseCoopers (PwC). «Логично, что в будущем правительства все больше будут обращать внимание на регулирование искусственного интеллекта, возможно, обязывать компании получать лицензии или сертификаты на разработку или эксплуатацию технологий на его основе. С помощью этого рычага можно будет блокировать создание общественно опасных решений и обеспечить синхронизацию с социальными и трудовыми институтами», предположил комьюнити-менеджер Digital Leader Алексей Сидорин. По его прогнозу, вслед за лицензированием и оценкой реального влияния на общество могут ввести налог на искусственный интеллект, который будут собирать с использующих эту технологию организаций, в частности с тех, кто заменяют ею своих работников, пишет РБК. Директор Центра машинного обучения компании «Инфосистемы Джет» Евгений Колесников также считает введение подобного налога вероятным сценарием.

* Российскому бизнесу, работающему с офшорами через Кипр, грозит не просто резкий рост налоговой нагрузки, но и двойное налогообложение. Переговоры об изменении налогового соглашения с этой страной пока зашли в тупик и оно может быть расторгнуто, пишут «Ведомости». Кипр — наиболее популярная у российского бизнеса низконалоговая юрисдикция, через которую капитал переводится в офшоры и обратно в Россию. По данным ЦБ России, за 2019 г. Россия вложила в кипрские компании $14,5 млрд, а получила $8,1 млрд прямых инвестиций. Соглашение с Кипром позволяет уменьшить налоги с выплачиваемых за границу дивидендов и процентов по займам до 5 и 0% с 15 и 20% соответственно. Работавшие десятилетиями схемы перестали устраивать российские власти. Президент Владимир Путин потребовал с 2021 г. повысить ставки в налоговых соглашениях до 15% или расторгнуть их. Второй вариант и грозит договору с Кипром. Кипр не хочет пересматривать соглашение, он предложил сохранить ставки, ужесточив контроль за иностранными структурами российского бизнеса, чтобы технические прослойки не могли экономить на налогах. Российский Минфин получил подтверждение, что его предложения рассматриваются, обратной дороги уже нет и, если в ближайшие месяцы переговоры зайдут в тупик, Россия будет вынуждена осенью инициировать принятие законов о денонсации соглашения, говорит представитель министерства. Разрыв соглашения грозит еще большим ростом налоговых издержек, чем его пересмотр. Резко увеличится нагрузка на выплачиваемые на Кипр роялти. Повышать в соглашении ставки налогов с роялти не предлагалось, а вот без соглашения они составят 20%. Пострадают собственники патентов и товарных знаков, которые сейчас передают их по лицензионным договорам. Сильно пострадает и бизнес, финансирование которого шло через Кипр, поскольку при разрыве соглашения налоги с процентов по займам вырастут до 20%, а не до 15%. А российские компании, получающие от кипрских дочек дивиденды, не смогут воспользоваться льготной нулевой ставкой (если российская компания более года владеет более 50% кипрской) и должны будут заплатить налог с таких дивидендов в 13%

* Форму расчета по страховым взносам изменят. Проект приказа ФНС России опубликован на сайте будущих НПА для обсуждения. Новая форма потребовалась в связи с изменениями в Налоговом кодексе. В частности, с 2021 года в форму РСВ включаются сведения о среднесписочной численности, а отдельная сдача этой формы отменена. Кроме того, в НК РФ внесены пониженные ставки для субъектов МСП, а для части плательщиков установлены нулевые ставки на 2 квартал 2020 года. Новая форма должна вступить в силу начиная с отчетности за 2020 год, но не ранее 01 января 2021 г.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.